Опыт работы

Персональный сайт 

музыкального руководителя

Сероус Ирины Ивановна

  Музыкально-театрализованная деятельность – как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста

 

 

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

Знания об основе театральной культуры и приобщения ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Так как в  настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное, в нашем детском саду был создан театральный кружок «Петрушка». Программа  предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы: развитие творческих способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Программа «Петрушка» представлена в виде отдельных разделов:

I раздел – «Знакомство с театром»,

II раздел – «Культура и техника речи»,

III раздел – «Творческая мастерская»,

IV раздел – «Работа  над  спектаклем».

В первом разделе  особое внимание уделяется систематизации знаний дошкольников о театре, воспитание положительно-эмоционального отношения к нему и  формирование готовности к театрализованной деятельности.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции.

В данном разделе программы дети узнают:

- чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер);

- кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер);

- кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик).

Из бесед, игровых диалогов, дошкольники смогут понять: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы дети, разыгрывают сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

Последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др.) На практике  дети освоили настольный театр, театр ростовых и варежковых кукол. Особый интерес вызывает работа с куклами – марионетками.

Ознакомление дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи включает в себя раздел «Культура и техника речи». Данный раздел программы включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов и скороговорок в детских театральных играх и упражнениях. Очень увлекательны упражнения « Буратинки», « Музыкальная капель»  и  фантазия с бусами.

Апробирована  программа М.Родиной «Кукляндия».   Игры с бусами «Бусоград». Бусы это – полет фантазии ребенка. Это доступный и эстетически   притягательный  дидактический  материал.

Творческая мастерская. Данный раздел программы включает:

Этюды – эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в какой-либо персонаж. Помогают с легкостью перевоплощаться не только в других людей, животных, но и в предметы, окружающие нас в повседневной жизни. Позволяют детям в игровой форме учиться выражать свои чувства, понимать чувства других людей, помогают избежать затруднений в общении со сверстниками и с взрослыми. Работа над этюдами, развивая ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектаклях.

Упражнения требуют активного движения, но обязательно с постановкой художественных задач, использования образных сравнений («Маши руками как бабочка крылышками; еще мягче, легче»). Как и этюды, упражнения сопровождаются музыкой, соответствующей определенному движению, настроению.

Работа над спектаклем. Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди  наиболее  способных.

И здесь главная задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Кроме создания самого спектакля с детьми, в данный раздел программы также входят: изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов.

Воспитанники театрального кружка показывают свои постановки  ребятам из других групп детского сада.

Наш первый опыт - постановка сказки «Маша и лень», в которой приняли участие 20 воспитанников. Роли, танцы и декорации исполняли сами дети.

Постановка данной сказки приняла участие в районном конкурсе «Весеннее равноденствие» в 2020г и была отмечена благодарственным дипломом Управления культуры Красноармейского муниципального района.

Ко Дню театра  в этом году была показана музыкальная сказка « Как зайчонок маму искал». Перед показом,  Петрушки  пригласили всех ребят сада и раздали афиши и билеты на премьеру сказки.

Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

На этом мероприятии было подведение итогов работы театрального кружка за 2 года. Дети были награждены медалями и дипломами.

Развивая творческие способности детей, главной задачей для себя ставлю участие в театрализации детей всей группы.

Надо отметить, что дети, принимающие активное участие в подготовке театральных представлений, стали отличаться большей коммуникативностью, творческим отношением и подходу к любому делу, умением перевоплощаться, пользоваться разнообразными жестами, мимикой, их речь более ясная, выразительная, эмоционально-насыщенная.

Анализируя опыт работы ведущих педагогов и свой собственный, можно сделать вывод, что правильно организованная театральная деятельность в детском саду позволяет решить многие актуальные педагогические проблемы, связанные с развитием личности каждого ребенка. Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок станет актёром. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а их необходимо развивать. Дарите детям радость приобщения к театральному искусству.

 

                                                             Из опыта работы Сероус И.И.




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 06.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»